Л-24

Не так давно стала разгадана может быть самая неприятная тайна времен Великой Отечественной войны, которая все эти годы мучила всех военных моряков и историков. В 1942 году подлодка Л-24 «Калининец» не вернулась из боевого похода. Гибель ее в заданном квадрате не была подтверждена и после долгих поисков была принята версия, что команда совершила предательство и перешла на сторону немцев. Говорить об этом было непринято, но сегодня можно точно ответить на вопрос, что же произошло на самом деле?

Подлодка «Калининец» это одна из советских субмарин проекта «Ленинец». Они стали первыми минными заградителями, которые были полностью разработаны в Советском Союзе. Предыдущие заградители разрабатывались и строились в Великобритании.

Подлодки типа «Ленинец» являлись советскими дизель-электрическими подводными лодками минными заградителями времен второй мировой войны. Всего было построено 25 субмарин этого типа по четырем различным проектам: серии II, XI, XIII и XIII-бис, которые входили в состав Балтийского, Северного, Черноморского и Тихоокеанского флотов СССР.

Подлодка Л-24 «Калининец» относилась к серии XIII-бис. Всего было построено шесть однотипных субмарин, которые считались самыми совершенными подлодками ленинского проекта. Длина корпуса подводных лодок была уменьшена на 2 метра во избежание задевания торпедами волнорезных щитов при стрельбе. Благодаря использованию резиновых амортизаторов шумность подлодок серии XIII-бис заметно снизилась. Замена энергетической установки на дизели типа 1-Д с мощностью 2000 л. с., позволило увеличить надводную скорость хода до 18 узлов.

Подлодка Л-24 «Калининец» была заложена на заводе №198 20 октября 1938 года, спущена на воду 17 декабря 1940 года, а вступила в состав советского флота 29 апреля 1942 года.

Во время Великой Отечественной войны подлодка Л-24 стала главным минным заградителем Черноморского флота. Ее задачей было минирование вод у берегов противника. Но в декабре 1942 года во время очередного боевого похода подлодка перестала выходить на связь. Почти 70 лет судьба подводной лодки оставалась неизвестной и лишь недавно российские исследователи ответили на вопрос, что случилось с главным минным заградителем ЧФ.

В 7 километрах от болгарского мыса Шабла находится братская могила советских подлодок времен Великой Отечественной войны. В 1942 и 1943 годах в этом районе затонуло пять подводных лодок. Спустя 60 лет исследователи смогли осмотреть четыре подлодки. Последней и самой грандиозной находкой стала субмарина «Калининец». Корпус подлодки настолько хорошо сохранился, что уже при внешнем осмотре водолазы были уверены, что нашли именно Л-24. А то, что члены экспедиции увидели позже, развеяло последние сомнения. Учеными был найден серийный номер носового орудия типа Б-2. Также были найдены приборы боевого управления стрельбой с соответствующей маркировкой и номером.

Подлодка лежит на глубине 60 метров на киле. Нос и корма Л-24 примерно на 1 метр возвышаются над поверхностью дна. Осмотрев остов подлодки, члены экспедиции восстановили картину гибели субмарины.

Орудия на палубе зачехлены, люки задраены. Это значит, что в момент гибели подлодка была под водой. Мало того исследователям удалось установить последний маневр, который сделала субмарина чтобы спастись. На приборах застыли показания: «левый стоп» и «правый малый вперед». Вероятнее всего подлодка зацепила минреп (трос за который крепится мина к якорю). Командир отдал приказ уклониться от этого троса, но в какой-то момент субмарина коснулась мины, и произошел взрыв.

6 декабря 1942 года минный заградитель Л-24 вышел из порта Поти с задачей установить 20 мин вдоль болгарского берега. Именно этим путем войска Адольфа Гитлера перевозили технику из Румынии для взятия Сталинграда. В район боевого дежурства подлодка должна была прибыть 15 декабря. За три дня до этого командование ЧФ получило от капитана субмарины Л-24 радиограмму, в которой была просьба подводников подготовить маяки для возвращения подводной лодки. В родном порту экипаж подлодки ждали 31 декабря в канун Нового года. Но не в назначенную дату, ни спустя несколько дней советская субмарина Л-24 не вернулась. На радиограммы руководства флота капитан подлодки не отвечал.

Через 33 дня после начала похода подлодки, 9 января 1943 года было официально объявлено о гибели субмарины. По архивным документам историки определили примерную дату трагедии 12-14 декабря 1942 года. Основной версией катастрофы подлодки Л-24 «Калининец» считается подрыв на мине, и члены российской подводной экспедиции подтвердили эту версию. Взрыв произошел по левому борту в районе 3-го отсека. Но самым шокирующим стало открытие, что у подводников не было ни единого шанса на спасение. Аккумуляторные батареи подлодки выделили большое количество водорода. После взрыва мины, внутри субмарины образовался огненный шар из скопившегося водорода, который пронесся по всей длине корпуса подлодки. Исследователи увидели на узлах и агрегатах затонувшей субмарины оплавленный металл, сделав вывод, что огонь был очень сильный и стремительный.

К сожалению, членам экспедиции не удалось обнаружить бортовой журнал, поэтому детали гибели подлодки так и останутся для историков загадкой. Но с уверенностью можно сказать одно - предательства не было. Моряки погибли как герои, и больше нет повода для оскорбительных версий. Вечная память и вечная слава всем погибшим подводникам.

  • Технические характеристики подводного минного заградителя «Калининец» серии XIII-бис:
  • Водоизмещение надводное - 1025 тонн;
  • Водоизмещение подводное - 1312 тонн;
  • Длина - 78 м;
  • Ширина - 7,2 м;
  • Осадка - 3,9 м;
  • Силовая установка - два дизельных двигателя по 1100 л. с. и два электромотора по 600 л. с.;
  • Скорость хода надводная - 14,5 узла;
  • Скорость хода подводная - 8,3 узла;
  • Глубина погружения - 75 м;
  • Автономность - 28 суток;
  • Экипаж - 54 человека;
  • Вооружение:
  • Орудие Б-2 102 мм - 1;
  • Торпедных аппаратов 533 мм - 6 (боекомплект 12 торпед);
  • Кормовые минные трубы - 2 (боекомплект 20 мин);

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий