Глазков Геннадий Иванович
Глазков Геннадий Иванович1923 - 2006
1. Жизнь до войны Мой прадед, Глазков Геннадий Иванович, родился 09.12.1923 года, а ушел из жизни 29.07 2006 года, прожив 82 года. Время детства и юности Геннадия Ивановича было непростое. По рассказам родственников, отец прадедушки, Глазков Иван Иванович, был местным священником в Верх-Нейвинском посёлке, жил в доме практически напротив школы – оба здания можно увидеть и сейчас. В 1934 году его арестовали по подозрению в антисоветской деятельности, священник говорил, что он не против Советов, лишь радеет за Веру, но в 1937 году его расстреляли. Дом у семьи «врага народа» отобрали, и Геннадию, закончившему всего 4 класса, пришлось стать беспризорником, как и его братьям. Он промышлял тем, что по электричкам продавал сигареты, привлекая покупателей присказкой: «Сигареты «Вырви глаз» - покупай, рабочий класс!». Видно, что, несмотря на тяжелые условия жизни, наши прадеды не теряли чувства юмора. Однако, благодаря счастливой случайности, спустя несколько лет ему удалось устроиться на Верх-Нейвинский завод помощником разметчика. Начало войны, 22 июля 1941 года, застало прадедушку в возрасте 17 лет (всего на год старше меня сейчас). В мае 1942 года он был призван в Красную армию и, согласно нуждам фронта, направлен в г. Невьянск для получения профессии шофёра. 2. Источники информации о военных годах моего прадеда По сути, для исследования у меня имеется только 4 значимых документа, можно сказать, письменных исторических источника, дающих представление о судьбе конкретного человека во время войны: 1) Военный билет прадедушки, в котором кратко отмечены начало и конец его службы и те подразделения, где он служил и в каких годах (приложение 1) Приказ о награждении № 920, где указаны фронты, на которых он воевал и в каких годах, а также упомянуты некоторые топонимы (приложение 2);. 3) Удостоверение № 346 о присвоении знака «ОТЛИЧНЫЙ ШОФЕР» от 9 мая 1946 года (приложение 3). 4) Удостоверение о награждении медалью «ЗА ПОБЕДУ НАД ЯПОНИЕЙ», вручена 11 апреля 1946 года (приложение 4); Также имеются скудные устные воспоминания в пересказе родственников. Попробуем по этим данным реконструировать жизненный путь прадеда. 3. Война одного человека и война огромной страны 3.1 Фронтовой шофер Данные из документов прадеда: «Глазков Геннадий Иванович зачислен в боевую военную часть в ноябре 1942 года - в 149 автомобильный батальон, 10-го автополка, принял присягу 1 февраля 1942 года». 10-й автополк, согласно историческим справкам, был в это время в подчинении 132 стрелковой дивизии, входившей в состав 13-ой армии, участвовал в боях на Воронежском направлении. Конец июня 1942 свой главный удар противник нанёс как раз в районе Воронежа. Враг бросил огромные силы, 2-я немецкая армия, 2-я венгерская армия, 4-я танковая армия. Операцию немцы назвали кодовым названием «Блау». Воронеж подвергался страшным бомбардировкам. О серьёзности этого участка фронта для немцев говорит и то, что в разгар боёв в Воронеж ими была переброшена дивизия даже из-под Сталинграда. Битва за Воронеж создала все условия и предпосылки для победы наших войск под Сталинградом. Воронежско-Касторненская операция стала одним из ключевых сражений, переломивших ход войны и ставшим одной из первых крупных побед Красной Армии, хоть и далась эта победа большой ценой. 3.3 Юго-Западный фронт, январь-август 1943 г. Дальнейшая служба моего прадеда Глазкова Г.И., согласно имеющимся документам, проходила в должности: «шофёр 5 автобатальона, 10-го автополка 2ой автобригады СВГК». В приказе №920 о награждении, имеющемся в моём распоряжении, в графе «Участие в гражд. войне и последующих боевых действиях по защите СССР и Отеч. войне» первым числится «Юго-Западный фронт с января по август 1943» В ходе наступления в январе - феврале 1943 года соединения фронта во взаимодействии с Южным фронтом развернули наступление на донбасском направлении, форсировали Северский Донец, вышли на подступы к Днепропетровску, 3 сентября освободили Дебальцево, а 4 сентября был освобождён центр Донбасса - город Сталино, который сейчас мы знаем, как Донецк. Потом освободили Мелитополь и завершили в своей полосе освобождение Донбасса.
3.4 Первый Прибалтийский фронт, сентябрь-декабрь 1944 г. Следующим упоминанием активных боевых действий в наградном листе моего прадеда, является: «Первый Прибалтийский с сентября по декабрь 1944». Осенью 1944 года в ходе наступательных операций в Прибалтике войска фронта участвовали в разгроме группировки противника в Латвии и Литве, блокировали группировки противника на территории Курляндского полуострова и в районе Мемеля (сейчас известен, как Клайпеда). В сентябре войска фронта приняли участие в Рижской операции (14 сентября- 22 октября 1944 г.), Мемельской операции (5-22 октября 1944 г.)
3.5 2-й Белорусский фронт, январь-май 1945 г. Далее в наградном листе обозначен: «2ой Белорусский с января 1945 г.» Так же в наградном листе в пункте «Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг» упоминаются реки Висла и Одер, а также города Данциг (сейчас известный как Гданьск), Гдыня и Цопот (сейчас более привычно прочтение Сопот). В ходе зимнего наступления 1945 года войска фронта вышли к Висле, захватили на её левом берегу плацдарм в районе Бромберга. В ходе дальнейшего наступления вышли на побережье Балтийского моря и блокировали восточно-прусскую группировку противника с запада и юго-запада. В феврале - апреле 1945 года освободили северные районы Польши. Именно на севере Польши расположены города Данциг (ныне Гданьск), Сопот и Гдыня, упомянутые в наградном листе моего прадеда. В ходе наступления в апреле - мае 1945 года соединения фронта форсировали Одер в его нижнем течении. Форсирование рек вообще одно из самых опасных военных действий, на паромах плотах и наведённых понтонных мостах бойцы видны как на ладони для артиллерии и авиации врага. Вот одно из воспоминаний моего прадеда о переправе через реку: «…колонна машин нашего батальона везла боеприпасы на линию фронта. Мы подъехали к переправе через реку. Моя машина была второй в колонне, и только мы переехали на другой берег, как к машине подбежал капитан, спросил, какие боеприпасы в машине и велел срочно разгружать. У нас в документах был указан другой получатель груза. Однако, капитан приказал своим солдатам разгружать три машины, потому что защищать переправу было нечем. Машины разгрузили, сделали отметку в документах, и мы повернули обратно. И только мы проехали переправу, началось такое... Немецкая авиация всегда охотилась за колоннами машин с военными грузами и переправы через реки тоже часто бомбили. На базу мы вернулись на трёх машинах. Я навсегда запомнил этого капитана, фактически он спас мне жизнь». 4 мая 1945 года войска фронта вышли к Балтийскому морю и на Эльбу, где встретились со 2-й английской армией. Не знаю, встречался ли мой прадед с англичанами, он этого не рассказывал. Далее фронт участвовал в Берлинской стратегической наступательной операции 1945 года. Закончил войну с Германией мой прадед в Берлине.
3.6 День победы в Берлине. Конец войны? 9 мая 1945 года фашистская Германия подписала капитуляцию. Об этом дне лучше всего может сказать очевидец, вот что говорил мой прадед: «…День победы я встретил в Берлине. После объявления о капитуляции фашистской Германии началось что- то невообразимое. Палили из винтовок, кричали, пели, плясали, смялись, играли на гармошке. Всеобщая радость и ликование охватили всех. Неужели войне конец? Скоро домой…» Однако после Дня Победы война не закончилась, в том числе и для моего прадеда, вот его воспоминание: «…Через некоторое время после празднования победы нас погрузили в вагоны, и эшелон тронулся на восток. Домой! Показались Уральские горы, вот мы проехали Урал, а поезд все шел и шел дальше на восток. Заговорили о Японии. Снова война? Нас привезли в Маньчжурию. Да. Началась война с Японией». Сохранилась единственная фотография прадеда времён войны.
3.8 Демобилизация Короткая, скупая строчка в военном билете моего прадеда: «Уволен в запас 14 апреля 1947 года». Несколько слов выцветшими чернилами. Я не могу себе представить каково это – вернуться домой после 5 лет войны, опасностей, лишений. Однако мой прадед вернулся, без единого ранения, живой. Не всем так повезло. Правда, во время одной из бомбёжек его контузило, из-за чего его слух стал постепенно ухудшаться, а к старости он потерял его окончательно. Прадедушка вспоминал: «Снаряд взорвался совсем близко, я потерял сознание. Когда я пришёл в себя, повсюду вспыхивали взрывы, а меня окружала полная тишина. Слух вернулся лишь через некоторое время». Вернувшись, он построил себе новый дом в посёлке Верх-Нейвинском, который теперь стал нашей «дачей», завёл семью, у него было 4 дочери, одна из которых моя бабушка Герасимович (Глазкова) Наталья Геннадьевна.
Заключение
Таким образом, мне удалось восстановить военный путь моего прадеда на полях сражений самой страшной войны. Он прошёл практически всю Евразию туда и обратно, я составила карту его передвижений:
Не раз он мог погибнуть, вот, например, еще один фрагмент его воспоминаний: «… основным нашим противником была немецкая авиация. Немецкие самолеты постоянно гонялись за нами и бомбили беспощадно, а если мы покидали машины и бежали, чтобы укрыться где-нибудь в канаве или в кустах, то немцы открывали пулеметный огонь. После войны мне часто снились немецкие самолеты, которые атаковали меня…».
Приложение 1 Фотографии военного билета. Приложение 2 Приказ о награждении №920 Приложение 3 Наградной лист к медали «За боевые заслуги» и расшифровка текста.
Расшифровка
Приказ № 920 от 14.08.1945 г Издан: ВС 2 Белорусского фронта Архив: ЦАМО Фонд: 33 Опись: 687572 Ед. хранения: 2497 № описи: 39791082 Наградной лист Глазков Геннадий Иванович 1923 г.р. Звание красногвардеец. Должность и часть: шофер 5 автобатальона, 10го автополка 2ой автобригады СВГК (ставка верховного главнокомандующего) Представляется к медали «За боевые заслуги» Участие в гражд. войне и последующих боевых действиях по защите СССР и Отеч. войне: Юго-Западный фронт с января по август 1943, Первый Прибалтийский с сентября по декабрь 1944, 2ой Белорусский с января 1945 г. С какого времени в Красной Армии: 1942 года мая м-ца Каким РВК призван: Невьянским, Свердловской области Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг: Красноармеец Глазков Г.И. в батальоне со дня его организации. За время наступательных действий 2го Белорусского фронта при форсировании рек Висла, Одер и в районе городов Данциг (стал Гданьском), Гдыня и Цопот (Сопот) красноармеец Глазков проявил исключительные образцы в работе. По 2-3 суток находился в рейсе, не отрываясь от руля, доставлял боеприпасы на передовую линию. За этот же период доставил фронту 145 тонн боеприпасов при среднесуточном пробеге 300 км. Общий пробег его машины 20600 км без единой аварии и поломки. Командир 10 автополка подполковник Березовский. Приложение 4 Награды Глазкова Г.И. 1. Медаль «За боевые заслуги» ссылка на приложение 2. Медаль «За победу над Германией» ссылка на приложение 3. Орден «Отечественной войны» II степени за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 г. Ссылка на приложение 4. Знак «Отличный шофёр» за участие в советско-японской войне (сам знак не сохранился) 5.Медаль «За победу над Японией»
Приложение 5
Из воспоминаний прадеда (со слов его дочери Глазковой Н.Г.): … основным нашим противником была немецкая авиация. Немецкие самолеты постоянно гонялись за нами и бомбили беспощадно, а если мы покидали машины и бежали, чтобы укрыться где-нибудь в канаве или в кустах, то немцы открывали пулеметный огонь. После войны мне часто снились немецкие самолеты, которые атаковали меня. …колонна машин нашего батальона везла боеприпасы на линию фронта. Мы подъехали к переправе через реку. Моя машина была второй в колонне, и только мы переехали на другой берег, как к машине подбежал капитан, спросил, какие боеприпасы в машине и велел срочно разгружать. У нас в документах был указан другой получатель груза. Однако, капитан приказал своим солдатам разгружать три машины, потому что защищать переправу было нечем. Машины разгрузили, сделали отметку в документах, и мы повернули обратно. И только мы проехали переправу, началось такое… Немецкая авиация всегда охотилась за колоннами машин с военными грузами и переправы через реки тоже часто бомбили. На базу мы вернулись на трёх машинах. Я навсегда запомнил этого капитана, фактически он спас мне жизнь. …День победы я встретил в Берлине. После объявления о капитуляции фашистской Германии началось что- то невообразимое. Палили из винтовок, кричали, пели, плясали, смялись, играли на гармошке. Всеобщая радость и ликование охватили всех. Неужели войне конец? Скоро домой… …Через некоторое время после празднования победы нас погрузили в вагоны, и эшелон тронулся на восток. Домой! Показались Уральские горы, вот мы проехали Урал, а поезд все шел и шел дальше на восток. Заговорили о Японии. Снова война? Нас привезли в Маньчжурию. Да. Началась война с Японией. Меня демобилизовали 14 апреля 1947 года.
. |