Самолёты

ЯК-9

   История этой машины началась в 1941 году, когда молодой инженер К.В.Синельщиков из конструкторского бюро под руководством А.С.Яковлева предложил переделать двухместный учебно-тренировочный самолёт Як-7УТИ в одноместный боевой истребитель. Новое изделие, получившее название Як-7, обладало рядом преимуществ перед истребителем Як-1. Более прочная конструкция шасси оказалась лучше приспособленной для грунтовых прифронтовых аэродромов. А освободившийся объём фюзеляжа на месте задней кабины инструктора мог быть использован для размещения бензобака, бомб, аэрофотоаппарата или в качестве грузового отсека. Это придавало самолёту большую универсальность и в дальнейшем позволило создать на его базе много различных модификаций.

   Особенностью всех ранних истребителей Яковлева   было то, что крылья у них выполнялись целиком из дерева. Этот материал был дешевле, доступнее и проще в обработке, чем алюминиевые сплавы. Но при равной прочности деревянные конструкции получались более тяжёлыми и объёмными, чем сделанные из «крылатого металла» - дюраля.

   Советское руководство и авиаконструкторы прекрасно это понимали, но дюраль был в дефиците, а с началом войны и потерей основных производственных мощностей по его выплавке этот дефицит ещё более усилился. Поэтому «ставка на древесину» в тогдашних условиях была вынужденной и вполне оправданной. Но к середине 1942 года, благодаря героическим усилиям работников тыла, удалось наладить выпуск алюминия и его сплавов в восточных районах страны. Появились возможность хотя бы частично перейти в производстве боевых самолётов на более перспективный материал.
Читать полностью...

Ил-2

Ил-2 наша гордость

Прославленный самолёт Ил-2, основная машина советской штурмовой авиации в период Великой Отечественной войны! Кто из истинных любителей авиации не слышал о нём? Пожалуй таких и не найдётся. Поэтому я не буду подробно описывать историю создания и боевого применения этой замечательной машины, а предлагаю Вашему вниманию небольшую статью Виктора Бакурского, написанную много лет назад. На мой взгляд, она не потеряла своей актуальности и в наши дни.

На начальном этапе войны, когда немецкие истребители буквально с ходу расстреливали наши одноместные «Илы», лишённые оборонительного вооружения, потери штурмовиков били очень большими.

Однако, уже во второй половине Великой Отечественной войны, когда наша авиация лишила противника превосходства в воздухе, у «Илов» начало появляться солидное истребительное прикрытие, да и сами лётчики – штурмовики с успехом стали применять оборонительный манёвр «круг», в результате чего боевые потери в штурмовой авиации значительно сократились.

Что же касается больших потерь от зенитного огня, то они обусловливались чрезвычайно сильной системой ПВО переднего края обороны противника, и любой другой самолёт в подобной ситуации оказался бы ещё более уязвим.

Читать полностью...