Подводная лодка "Б - 413"

История подводной лодки "Б - 413"

Щ-304

Подводные лодки типа «Щука» — серия средних подводных лодок, построенных в СССР в 1930-x — 1940-x годах. Отличительными особенностями лодок были сравнительная дешевизна в постройке, повышенные маневренность и живучесть. «Щ» активно участвовали в Великой Отечественной войне, из 44 воевавших лодок погибли 31. Подводные лодки типа «Щ» совокупно потопили 27 транспортов и танкеров противника общим водоизмещением 79 855 брт, 20 транспортов и шхун нейтральных государств (~6500 брт), повредили 4 судна противника (18 204 брт). На боевом счету подлодок типа «Щ» 35 % потопленного и повреждённого тоннажа противника.

Л-24

Не так давно стала разгадана может быть самая неприятная тайна времен Великой Отечественной войны, которая все эти годы мучила всех военных моряков и историков. В 1942 году подлодка Л-24 «Калининец» не вернулась из боевого похода. Гибель ее в заданном квадрате не была подтверждена и после долгих поисков была принята версия, что команда совершила предательство и перешла на сторону немцев. Говорить об этом было непринято, но сегодня можно точно ответить на вопрос, что же произошло на самом деле?

Подлодка «Калининец» это одна из советских субмарин проекта «Ленинец». Они стали первыми минными заградителями, которые были полностью разработаны в Советском Союзе. Предыдущие заградители разрабатывались и строились в Великобритании.

Подлодки типа «Ленинец» являлись советскими дизель-электрическими подводными лодками минными заградителями времен второй мировой войны. Всего было построено 25 субмарин этого типа по четырем различным проектам: серии II, XI, XIII и XIII-бис, которые входили в состав Балтийского, Северного, Черноморского и Тихоокеанского флотов СССР.

Подлодка Л-24 «Калининец» относилась к серии XIII-бис. Всего было построено шесть однотипных субмарин, которые считались самыми совершенными подлодками ленинского проекта. Длина корпуса подводных лодок была уменьшена на 2 метра во избежание задевания торпедами волнорезных щитов при стрельбе. Благодаря использованию резиновых амортизаторов шумность подлодок серии XIII-бис заметно снизилась. Замена энергетической установки на дизели типа 1-Д с мощностью 2000 л. с., позволило увеличить надводную скорость хода до 18 узлов.

Подлодка Л-24 «Калининец» была заложена на заводе №198 20 октября 1938 года, спущена на воду 17 декабря 1940 года, а вступила в состав советского флота 29 апреля 1942 года.

Во время Великой Отечественной войны подлодка Л-24 стала главным минным заградителем Черноморского флота. Ее задачей было минирование вод у берегов противника. Но в декабре 1942 года во время очередного боевого похода подлодка перестала выходить на связь. Почти 70 лет судьба подводной лодки оставалась неизвестной и лишь недавно российские исследователи ответили на вопрос, что случилось с главным минным заградителем ЧФ.

Читать полностью...

С-9

 Заложена 26 июня 1936 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород), под стапельным номером 241 и литерным обозначением «Н-9». 20 октября 1937 года подводная лодка получила обозначение «С-9». 20 апреля 1938 года субмарина спущена на воду, 30 октября 1940 года вступила в строй и 19 декабря 1940 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    22 июня 1941 года «С-9» встретила под командованием капитан-лейтенанта Рогачевского Сергея Анатольевича в составе 1-го дивизиона 1-ой бригады ПЛ КБФ в Либаве. После перебазирования кораблей бригады в Усть-Двинск «С-9» оставлена на заводе «Тосмаре» для проведения докового ремонта и устранения повреждений, полученных в конце мая 1941 года, когда при выходе на боевую подготовку она ударилась о грунт и получила пробоину в балластной цистерне. Все необходимые работы были выполнены, однако пробоину в балластной цистерне завод заделать отказался. Завершение ремонта отложили, решив, что лодка может плавать пока с «балластом на подушке» в цистерне №1.

 подводная лодка «С-9». Либава, 1941 г.  подводная лодка «С-9». Кронштадт, 1942 г.  подводная лодка «С-9». Кронштадт, 1942 г.  подводная лодка «С-9». Кронштадт, 1942 г.

Подводная лодка «С-9». Либава - Кронштадт 1941-1942 г.г.

    Вечером 22 июня «С-9» благополучно ушла из Либавы. Прибыв в Усть-Двинск, подводная лодка приняла там боевые торпеды и артбоезапас, выгруженные при постановке в док. Пополнив запас продовольствия и зарядив аккумуляторную батарею, подводная лодка получила приказание следовать на рейд Куйвасте. По свидетельству штурмана лодки В.В.Правдюка на переходе отсутствовала крупномасштабная карта, и поэтому пришлось пользоваться путевой масштаба 1:200 000. 1 июля подводная лодка перешла в бухту Рохукюла, откуда 3 июня вышла в свой первый боевой поход в район банки Штольпе (позиция № 19). Размеры позиции не перекрывали маршруты движения кораблей и судов противника, которые проходили под самым берегом, в 5-6 милях от южной границы района действий субмарины. Выйти за переделы района патрулирования командир корабля так и не решился. Впоследствии подводной лодке неоднократно предоставлялась возможность атаковать, но командир субмарины каждый раз отказался от шанса открыть счет. По результатам похода за проявленную пассивность и нерешительность приказом командира бригады Рогачевскому был объявлен строгий выговор.

    20 июля при возвращении в базу «С-9» была атакована германской подводной лодкой «U-140» (командир капитан-лейтенант Хейльригель). К счастью торпеды прошли мимо. (21 июля эта субмарина потопит «М-94»). Утром 21 июля во время стоянки на рейде Триги «С-9» была атакована звеном бомбардировщиков. Две бомбы, разорвавшиеся в 30-40 м за кормой нанесли подводной лодке повреждения (пробоины в прочном корпусе, вышли из строя гирокомпас и фрикционная муфта, лопнуло несколько аккумуляторных баков), что не помешало ей благополучно прибыть в Таллин. 23-24 июля «С-9» перешла в Кронштадт, где прошла докование и начала подготовку к переходу на Север через Беломорканал. Скоро немцы вышли к Свири, и перебазирование лодок стало невозможно. Вместо этого в штабе бригады родилась идея о прорыве подводных лодок на Север через Датские проливы. Самоубийственность этого предложения заключалось в том, что выход в пролив Каттегат предполагалось совершить проливом Зунд с предельными глубинами на судоходном фарватере не превышающими 7 м и с наименьшей шириной в самом узком месте не более одной мили. Подводная лодка получила приказ о трехсуточной готовности к выходу. К счастью, скоро командование поняло абсурдность этой идеи.

Читать полностью...