Ил-2

Ил-2
наша гордость

Прославленный самолёт Ил-2, основная машина советской штурмовой авиации в период Великой Отечественной войны! Кто из истинных любителей авиации не слышал о нём? Пожалуй таких и не найдётся. Поэтому я не буду подробно описывать историю создания и боевого применения этой замечательной машины, а предлагаю Вашему вниманию небольшую статью Виктора Бакурского, написанную много лет назад. На мой взгляд, она не потеряла своей актуальности и в наши дни.

На начальном этапе войны, когда немецкие истребители буквально с ходу расстреливали наши одноместные «Илы», лишённые оборонительного вооружения, потери штурмовиков били очень большими.

Однако, уже во второй половине Великой Отечественной войны, когда наша авиация лишила противника превосходства в воздухе, у «Илов» начало появляться солидное истребительное прикрытие, да и сами лётчики – штурмовики с успехом стали применять оборонительный манёвр «круг», в результате чего боевые потери в штурмовой авиации значительно сократились.

Ил-2 "Птица Победы" - Семенов А.

 

Что же касается больших потерь от зенитного огня, то они обусловливались чрезвычайно сильной системой ПВО переднего края обороны противника, и любой другой самолёт в подобной ситуации оказался бы ещё более уязвим.

Конечно, можно задать вопрос: почему же тогда наши союзники, использовавшие на западном фронте в качестве штурмовиков тяжелые истребители «Тайфун» и «Тандерболт», нанесшие немцах значительный урон, имели относительно малые потери? Может быть эти машины оказались более эффективными, чем бронированный Ил-2? Оказывается, нет. Просто активное использование «Тандерболтов», в качестве штурмовиков началось в 1944 году, когда фронтовая истребительная авиация немцев почти бездействовала, а перехватчики ПВО были заняты отражением налётов «Летающих крепостей». Да и «штурмовики» союзников «работали» не по переднему краю обороны противника, а в его тылу, скрывая военные перевозки и занимаясь свободной охотой за железнодорожными составами и автомобильными колоннами.

Американский тяжёлый истребитель P-47D «Тандерболт».

2-й ГвИАП ВВС Северного флота, аэродром Ваенга, 1945 год.

Естественно, что подобные цели не могли прикрываться мощной системой ПВО. Но если бы «Тайфуны» и «Тандерболты» вдруг оказались на восточном фронте, их потери от зенитного огня стали бы намного больше. В этом плане у Ил-2 были некоторые преимущества. И хотя бронекорпус не спасал от немецких зенитных снарядов, зато пилот и двигатель были надёжно защищены от пуль и осколков, которых в самолёт попадало немало.

Правда, с безопасностью воздушных стрелков, находившихся вне бронекорпуса, дело обстояло гораздо хуже. Действительно, на одного погибшего лётчика приходилось примерно 7 убитых стрелков (именно поэтому на роль стрелков часто направляли «солдат-штрафников»). Проблема эта была решена только на самолёте Ил-10, где оба члена экипажа размещались уже в общем бронекорпусе.

Существенным недостатком Ил-2 «специалисты» называют его двигатель жидкостного охлаждения, потребовавший дополнительного бронирования. Сейчас, спустя более полувека, они упрекают Ильюшина в том, что он не поставил на самолёт более живучий звездообразный двигатель воздушного охлаждения. Да, это правда, но где бы он взял тогда этот двигатель? Когда самолёт проектировался, подобных двигателей необходимой мощности у нас просто не было. И только установка невысотного АМ-38 могла дать машине жизнь. Неудивительно, что более совершенный штурмовик Су-6 с мотором М-17 в серию так и не пошёл. Ведь его двигатель был опытным. Конечно, С.В. Ильюшин прекрасно понимал проблему живучести силовой установки, но пойти другим, «правильным» путём он тогда просто не мог.

Наверное, всем читателям приходилось слышать, что Ил-2 был тяжёлым и неповоротливым, а отсюда и его большие потери. Да, но ведь это был штурмовик, а не истребитель. Ведь никто не говорит о том, что Пе-2 или Ил-4 уступали в манёвренности вражеским истребителям. Штурмовик, как и бомбардировщик, должен в первую очередь поражать наземные цели, а от истребителей противника прикрываться своими истребителями сопровождения.

Не вина, а беда наших лётчиков-штурмовиков в том, что они почти половину войны летали на боевые задания без истребительного прикрытия. Да и откуда у молодых ребят, только-только научившихся летать по ускоренной программе, мог взяться опыт ведения оборонительного воздушного боя? Многие из них прибывали на фронт, имея лишь… 10 часов налёта на штурмовике!

Отсюда и упрощённая тактика боевого применения – атака наземных целей с пологого пикирования, в результате чего самолёт подвергался прицельному сосредоточенному огню зениток. Отсюда и те огромные потери…   

 

 

 

Комментарии (1)

Оставить комментарий