ЯК-9ЯК-9История этой машины началась в 1941 году, когда молодой инженер К.В.Синельщиков из конструкторского бюро под руководством А.С.Яковлева предложил переделать двухместный учебно-тренировочный самолёт Як-7УТИ в одноместный боевой истребитель. Новое изделие, получившее название Як-7, обладало рядом преимуществ перед истребителем Як-1. Более прочная конструкция шасси оказалась лучше приспособленной для грунтовых прифронтовых аэродромов. А освободившийся объём фюзеляжа на месте задней кабины инструктора мог быть использован для размещения бензобака, бомб, аэрофотоаппарата или в качестве грузового отсека. Это придавало самолёту большую универсальность и в дальнейшем позволило создать на его базе много различных модификаций. Особенностью всех ранних истребителей Яковлева было то, что крылья у них выполнялись целиком из дерева. Этот материал был дешевле, доступнее и проще в обработке, чем алюминиевые сплавы. Но при равной прочности деревянные конструкции получались более тяжёлыми и объёмными, чем сделанные из «крылатого металла» - дюраля. Советское руководство и авиаконструкторы прекрасно это понимали, но дюраль был в дефиците, а с началом войны и потерей основных производственных мощностей по его выплавке этот дефицит ещё более усилился. Поэтому «ставка на древесину» в тогдашних условиях была вынужденной и вполне оправданной. Но к середине 1942 года, благодаря героическим усилиям работников тыла, удалось наладить выпуск алюминия и его сплавов в восточных районах страны. Появились возможность хотя бы частично перейти в производстве боевых самолётов на более перспективный материал. Главным отличием Як-9 от Як-7 стало то, что продольные силовые баки крыла (лонжероны) и часть поперечных (нервюр) были сделаны из дюраля. Это позволило значительно снизить их вес, а значит, повысить лётные данные машины. Масса самолёта снизилась почти на центнер, в результате максимальная скорость увеличилась на 30 км/ч, а время набора высоты 5000 м сократилось на полминуты. Также улучшилась горизонтальная манёвренность. Внешне Як-9 отличался от предшественника только слегка изменённой формой крыла, которые стали не округлыми, а «срезанными», трапециевидными. Так появился самолёт, ставший наиболее массовым и самым многовариантным советским истребителем Второй мировой войны. В августе – сентябре 1942 года Як-9 успешно прошёл испытания, а уже в октябре его запустили в серию на авиазаводе №153 в Новосибирске. Затем к производству подключились 166-й (Омск) и 82-й (Москва) авиазаводы. Выпуск машины продолжался до конца 1948 года. Всего было построено 16 769 экземпляров Як-9, из них 12 536 – в Новосибирске, 3 416 – в Омске и 817 – в Москве. Немецкий ас Герхард Баркхорн писал в своих послевоенных мемуарах: «Я сражался против многих типов советских самолётов, в том числе и тех, что были получены русскими из Англии и США. Самым лучшим из всех я считаю Як-9». Такое признание опытного и сильного врага этот самолёт получил вполне заслуженно. Як- 9 действительно был одним из лучших истребителей времён Великой Отечественной войны.
КомментарииКомментариев пока нет |
Оставить комментарий